Аста́нгов Михаил Фёдорович - настоящая фамилия Ружников (1900-1965), актёр, народный артист СССР (1955). В 1925-1927, 1930-1941 в Московском театре Революции, с 1945 в Театре имени Вахтангова. Игре были свойственны эмоциональная яркость, импульсивность, углубленный драматизм. Роли: Гай («Мой друг» Н. Ф. Погодина), Фёдор («Нашествие» Л. М. Леонова), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана) и др. Снимался в фильме: «Мечта» и др. Государственная премия СССР (1948, 1950, 1951).
* * *
АСТАНГОВ Михаил Федорович - АСТА́НГОВ Михаил Федорович (наст. фам. Ружников) [21 октября (3 ноября) 1900, Варшава - 20 апреля 1965, Москва], российский актер. Народный артист СССР (1955).
Родился в семье железнодорожного служащего. Еще студентом юридического факультета Московского университета играл в любительской театральной студии университета. Занимался в театральной школе актрисы Малого театра А. А. Матвеевой, с 1920 - в студии им. Шаляпина (среди педагогов - Л. М. Леонидов (см. ЛЕОНИДОВ Леонид Миронович), оказавший на Астангова наибольшее влияние). Первая большая роль - маркиз де Лансак («Зеленый попугай» А. Шницлера (см. ШНИЦЛЕР Артур)). В 1923-25 работал в Театре им. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКОЙ ТЕАТР), в 1925-27 и 1930-41 - в московском Театре Революции (см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР им. Вл. Маяковского), в 1927-30 - в театрах Одессы и Казани, в 1943-45 - в Театре им. Моссовета (см. ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА), с 1945 до конца жизни - в Театре им. Вахтангова (см. ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА).
Актер открытого, нервного темперамента, Астангов вместе с тем был склонен к аналитичности, интеллектуализму. Наиболее отвечающими его актерской природе были роли: Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира, 1935; критика считала, что Астангов сыграл в Ромео Гамлета), Федора Таланова («Нашествие» Л. М. Леонова (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович), 1943), Треплева («Чайка» Чехова), Сирано де Бержерака («Сирано де Бержерак» Э. Ростана (см. РОСТАН Эдмон), 1945), Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1957).
Одной из самых значительных работ артиста является трагическая роль Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (см. ГАУПТМАН Герхард), 1955), сыгранная Астанговым с философской глубиной и страстностью. Своими актерскими средствами нередко оживлял прямолинейные образы советского репертуара, вносил в них конфликтность и драматизм. Ему удавалось создать живые характеры современников, людей 1930-х годов: Григорий Гай («Мой друг» Н. Ф. Погодина (см. ПОГОДИН Николай Федорович), 1932), Павел Греков («Павел Греков», Войтехова и Л. С. Ленча (см. ЛЕНЧ Леонид Сергеевич)). В то же время, играя в пьесах советских драматургов, вынужден был растрачивать свой талант на одномерные роли, наделяя их неврастенической взвинченностью или окрашивая саркастической иронией («Правда» А. Е. Корнейчука (см. КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович), 1937; «Заговор обреченных» Н. Е. Вирты (см. ВИРТА Николай Евгеньевич), 1949, и др.).
С 1933 снимался в кино. Исполнил роли Кости-капитана («Заключенные», 1936), Аракчеева («Суворов», 1941), пана Коморовского («Мечта», 1943) и др. Сталинские премии (1948, 1950, 1951).